Юлия Шарова: Иностранцы в России

Слоган «Мы сами не местные» в рекламном сервисе звучит гордо. «Сами» или «не местные» - что, собственно, звучит гордо?

Российский рекламный рынок наряду с Индией и Китаем находится в состоянии динамичного развития. Бурный рост привлекает всемирные корпорации, и вместе с ними в страну идет приток иностранных специалистов. Что же притягивает экспатов на российские просторы? Во-первых, колоссальный опыт, полученный на одном из самых быстроразвивающихся рынков в мире, и тот профессиональный и карьерный путь, который на западном рынке может составить 10 лет, а здесь 2-3 года. В Европейских странах, например, известно, что будет через три года и даже через 30 лет; для кого-то это преимущество, а для кого-то скука, им интереснее работать там, где есть развитие. Во-вторых, финансовый фактор: уровень дохода специалиста, который здесь развивает направление с нуля, значительно выше, чем на родине. Конечно, сейчас это не те баснословные суммы, как на заре становления российской рекламной индустрии, когда западникам платили в два раза больше, чем инсайдерам. Но и сейчас, получая контракт в России, иностранные специалисты получают почти на 30% больше отечественных. И третий фактор – это интерес к стране, к культуре, к людям.

Многие иностранцы приехали в Россию в начале 90-х, когда это было модно, когда в стране началось развитие рыночной экономики. Сейчас большинство экспатов приезжают в страну ради интереса, для того, чтобы работать на активно растущем рынке, и их число будет стабильно высоким. Но есть и те, кто попадает к нам через хедхантинг. Но тут надо сказать, что работающие в стране иностранные компании уже не настолько нуждаются в хедхантинге, как раньше, так как здесь уже есть достаточное количество российских профессионалов, владеющих несколькими языками и имеющих достаточный опыт работы.

Основная причина, по которой агентства продолжают привлекать экспатов для работы в России, заключается в их знаниях и опыте, которые они могут передать молодым сотрудникам. К тому же считается, что иностранцы являются носителями актуальных трендов, поэтому часто приветствуется такая форма работы, как тренинги.

Сейчас экспаты чаще всего работают на топовых позициях в медийных, креативных, стратегических отделах. Однако уже в ближайшей перспективе менеджмент среднего звена будет в основном состоять из русских специалистов, а за экспатами ввиду их многолетнего опыта может остаться только управление глобальными процессами - уровень генерального директора. Уже сейчас намечается тенденция, когда, например, позиция креативного директора все чаще отдается талантливым российским менеджерам, которые четко знают, как воплощать стратегически верные идеи и вдохновлять потребителя. Безусловно, будущее отрасли - за отечественными специалистами.

Необходимость в иностранных специалистах на всех уровнях только потому, что таковые имеются со стороны клиента, давно отпала. Закончилось время, когда два экспата «решали вопросы», а потом русское подмастерье выполняло инструкции. У нас сформировался слой, пусть и тонкий, вполне профессиональных людей и на стороне агентств, и на стороне клиентов. Да и вновь приезжающие иностранцы уже легко имеют дело с российскими менеджерами, не ожидая появления «равных белому господину».

Что касается размера оплаты труда иностранных и российских сотрудников, то в последнее время, и особенно это касается руководящих должностей, они практически сравнялись. Однако иностранцы на ключевых позициях все-таки обходятся дороже, так как социальный пакет для них включает также аренду квартиры в России и оплату поездок на родину. Поэтому российские топ-менеджеры в последнее время склоняются к тому, что легче нанимать соотечественников и развивать обучающие программы.

На данном этапе развития российского рекламного рынка, когда опыт иностранных специалистов еще востребован, количество приезжающих и постоянно работающих в нашей стране экспатов колеблется в относительно постоянной величине.

Самые большие трудности иностранцев в России связаны с пониманием языка, менталитета, специфики потребителей и страны в целом. Даже хорошее знание языка не гарантирует понимание всех его тонкостей, что очень важно для донесения коммуникации до потребителя. Часто экспату трудно понять, над чем мы смеемся, равно как и нам не всегда понятны его культурные особенности. Но если люди умеют находить общий язык, адаптироваться к ситуации, в которой находятся, не пытаясь прогнуть ее под себя – тогда эти проблемы легко решаются. Если же нет – тут и возникает миф о плохих экспатах, высокомерных, не желающих понимать страну, в которой находятся, и людей, ее населяющих.

Кроме незнания российских реалий минусом иностранного специалиста является зачастую неумение быстро адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации.

Но есть и плюсы, которые у экспатов стоило бы перенять. Первый – это подход к работе. Во многих российских компаниях он таков: руководитель говорит, что делать, а ты делаешь, что тебе велит начальник. На Западе так не принято: там у человека есть свои обязанности, и он должен их выполнять, привлекая к этому всех, включая руководство. Инициатива идет скорее снизу вверх, чем сверху вниз. Кроме этого, специалисты с опытом работы в зарубежных агентствах заточены на разработку, внедрение и соблюдение агентских процедур, что во многом заложило четкую структуру работы в большинстве сетевых агентств России.

Материал подготовлен на основании опроса респондентов:

Келли Лейченко, Business Development & Marketing Director Optimum Media OMD Group,
Светланы Шупе, генерального директора ZenihtOptimedia,
Екатерины Красулиной, креативного директора EURO RSCG Moradpour,
Алексея Ковылова, президента и CEO Grey Group в России,
Майкла Гибсона, креативного директора Grey Moscow,
Ярослава Кучерова, генерального директора Lowe Adventa,
Уилла Маккензи, управляющего директора G2.

www.AdWorker.ru , 2007 г.

foto-main

Photo by Rodney Smith, www.rodneysmith.com


facebook


joomla templates